© 2009-2012, grade-tvbiz - медиа-бизнес: интервью, аналитика, пресса

Everybody lies, или цена в базарный день

пятница, 22 января 2010 г.

«Свежие и перспективные» кандидаты Тигипко и Яценюк не уступают двум «финалистам» в части абстрактных словесных построений. Мониторинг политического популизма и вранья. 10.01-22.01.2010 года.

«Все врут». Так звучит один из главных «хаусизмов» - афористических и порой парадоксальных высказываний доктора медицины Грегори Хауса.

В контексте украинской политики это короткое выражение особенно уместно. Обман и неискренность - ключевые характеристики взаимоотношений украинских политиков во взаимоотношениях с гражданами своей страны.

Именно так начинался текст вашего автора, написанный ровно год назад. Прошел год - а диагноз остался неизменным. Опыт президентской кампании, первый тур которого завершился в минувшее воскресенье, лишь предоставил очередное подтверждение аксиомы украинской политики. Пока политические эксперты с энтузиазмом обсуждают шансы лидеров гонки опередить друг друга на финишной прямой, мы попытаемся задуматься над вопросом - что принципиально нового принесла нам текущая избирательная кампания? И после непродолжительных раздумий придем к выводу - НИЧЕГО.
Ничего из того, что не предполагалось более или менее внимательными наблюдателями от самого начала, когда прояснился окончательный набор участников гонки. Мы - и не только мы предполагали фиаско Владимира Литвина. Петр Симоненко, практически отказавшись от борьбы, все же опередил спикера, сэкономив несколько лишних процентов для Виктора Януковича. Приключения широкого списка аутсайдеров сейчас уже мало кого интересуют.

Конечно, можно сколько угодно кивать на «бронзовый» успех Сергея Тигипко и видеть в нем чуть ли не начало нового этапа современной украинской истории, добавляя к его 13 процентам еще 7 процентов от Яценюка – а как же, аж пятая часть избирателей (!) наконец вырвалась из заколдованного круга выбора между синими и оранжевыми лидерами и позволила себе роскошь альтернативного (по крайней мере, на первый взгляд) голосования. О том, почему автору не хватает оптимизма относительно этого факта - чуть ниже.

Начнем, как водится, с лидеров. Если учитывать личные дарования ораторов-зомбировщиков - здесь Юлия Владимировна однозначно имеет преимущество. Особенно, если учитывать особенности ее «моторики», как выразился в эфире «Интера» Борис Немцов, говоря проще - психофизической «заторможенности» Виктора Януковича, которая так очевидно проявляется в его публичных выступлениях. (Достаточно лишь заметить, с какой гордостью дрессировщика любуется своим «железным хозяином» Анна Герман, когда тому удается сказать много умных слов подряд и не сбиться).

Таким образом в обычном противостоянии «сериального формата», когда большинство избирателей выступают в роли зрителя бесконечной политической «оперы», шансы Тимошенко можно было бы оценить выше. Но в первом туре это персональное преимущество частично «съели, чавкая» бывшие соратники - Арсений Яценюк вместе с действующим президентом, частично Сергей Тигипко. А львиной долей нынешнего отставания Юлия Тимошенко обязана статусу действующего премьер-министра. Такова уж специфика нынешней украинской политики - получив желанную руководящую должность, удается сразу думать о путях избежания ответственности за неизбежные экономические трудности. Пустота в карманах и рост цен - это то, что люди переносят гораздо тяжелее, чем перманентный политический балаган в выполнении всех без исключения кандидатов.

Не хочется повторяться относительно реальной ценности предвыборных программ Тимошенко и Януковича или кого-либо из других кандидатов. Как говорил киношный рецидивист Горбатый в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя» - «У вас на Петровке целая контора такие бумажки шлепает».

Выдавать желаемое за действительное, продуцировать сладкие обещания, выполнять которые никто не собирается, творить демонические образы врагов, которые связывают благородного героя-политика по рукам и ногам - в этом ремесле команды обоих лидеров президентской гонки стоят друг друга.

Для примера приведем два фрагмента из предвыборных программ. Первая из них - программа БЮТ на досрочных парламентских выборах 2007 года. Вторая - программа Юлии Тимошенко на текущих президентских выборах. Аналогичные тексты от Януковича мы опускаем - не через ангажированность, а просто ради экономии места. Поверьте на слово - они тоже мало чем отличаются между собой. Следовательно, экономические блоки программ (любопытные могут оценить как новизну и содержательность обещаний, так и успехи в их выполнении. Не забудем, что оба лидера нынешней гонки неоднократно занимали премьерское кресло и имели кое-какие возможности для воплощения своих программных цилей):

БЮТ 2007

ЭКОНОМИКА СОЛИДАРИЗМА
Человек стремится к достойной заработной плате, которой хватало для достойной жизни. Но одной заработной платы никогда на все не хватит. Мы изменим подход к делу и вместо заработной платы будем справедливо формировать доход человека.

Доходы наемного работника, будут состоять из трех частей: а) достойной заработной платы, б) части прибыли предприятия, которая должна принадлежать наемному работнику, и в) части прибыли, начисленной на мелкие акции (они достались человеку от ваучерной приватизации или просто были куплены на фондовой бирже).

Это раз и навсегда снимет классовое разделение человечества на хозяев жизни и наемников. И каждого работающего, или владеющего мелкими акциями сделает предпринимателем, раскрыв ему горизонт свободы в обеспечении своей материальной жизни.

Для владельцев капитала будет сохранен баланс интересов за счет радикального уменьшения налогов.

СОБСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ЧЕЛОВЕКА
Несправедливость состоит в том, что человеку не созданы равные условия для открытия начального бизнеса. А именно средний класс, который базируется на достижениях семейного или малого бизнеса, служит основой стабильности в обществе. Мы создадим на законодательном уровне систему мотиваций для банков, частично или полностью освободив их от налогов в зависимости от объема предоставленных кредитов и возьмем часть рисков от предоставления "стартовых" кредитов на государство.

ОТ ФИСКАЛЬНОГО - К СТИМУЛИРУЮЩЕМУ
Налоговая система, действующая в Украине сегодня, несправедлива, она породила невиданное насилие, убила свободу предпринимательства, загнала экономику в тень. Мы создадим налоговую систему, в которой предприятие или человек будут платить налоги без какого-либо принуждения. Такой налог будет заложен в цене товара или услуги и будет сниматься автоматически незаметно для плательщика в момент покупки. Мы отменим НДС без нарушения баланса бюджета.

ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Земля будет принадлежать только гражданам Украины, которые живут и работают на ней. Люди получат не только сертификаты, а станут реальными собственниками земли. Надежно защитим тех, кто сдает землю в аренду, от произвола недобросовестных арендаторов и дадим эффективным хозяевам, которые арендуют землю стабильность и надежность. Перейдем от нищего, несистемного финансирования села к разработке типовых бизнес-проектов, которые включают переработку сельхозпродукции и ее экологическую чистоту. Это сделает аграрный бизнес окупаемым.

Такие проекты будут финансироваться коммерческими банками "под ключ" в т.ч. под государственные гарантии.

На основе успешного сельскохозяйственного производства при поддержке государства приблизим качество условий жизни в городе и в селе.

ИНВЕСТИЦИИ
Только приход инвестиций в Украину массово создаст рабочие места.

Мы на пять лет освободим оборудование, технологии, комплектующие, аналоги которых не производятся в Украине, от всех налогов при импорте; снимем ограничения на вхождение в украинский рынок иностранных капиталов и введем аукционную систему продажи несельскохозяйственных земель на настоящей конкурсной основе.

Продажа несельскохозяйственных земель под строительство на основе открытого аукциона принесет в местные бюджеты в сотни раз больше денег для развития местного самоуправления и решения вопросов развития сел, районов, чем сегодня.

ТИМОШЕНКО 2010

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОГРЕССИВНЫЕ РЕФОРМЫ
Я верю в "Украинский прорыв". Я уже начала выполнять этот стратегический план развития страны. К сожалению, мировой экономический кризис и внутриполитическая борьба против Правительства притормозили наш прогресс. Моя победа на выборах, завершение кризиса и наведения порядка во власти дадут возможность полностью выполнить этот план.

Приоритетом будет развитие наукоемких отраслей - нанотехнологий, микроэлектроники, ракетно-космической, авиастроительной, судостроительной, машиностроительной, информационных технологий.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Будет положено начало создания системы налоговых льгот для банков в зависимости от объема предоставленных долгосрочных кредитов для начала бизнеса. Государство возьмет на себя часть рисков предоставления "стартовых" кредитов.

Кредитные ставки будут уменьшены до европейского уровня, кредитование бизнеса перейдет на долгосрочную основу - от 5 до 10 лет.

Будет уменьшена налоговая нагрузка, отменены отдельные налоги, в том числе и рыночный сбор.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Инвесторы при создании новых производственных мощностей будут освобождены на десять лет от налогов при импорте оборудования, технологий и комплектующих, аналоги которых не производятся в Украине.

Чиновники будут лишены права предоставлять лишние лицензии, справки, разрешения, осуществлять безосновательные проверки.

Будет введена некоррупционная аукционная система продажи и аренды несельскохозяйственных земель для реализации инвестпроектов.

В социально-депрессивных регионах будет предусмотрен упрощенный порядок инвестирования и десятилетние полные налоговые каникулы.

Все это создаст новые рабочие места, в частности для молодежи.

ТРАНЗИТНОЕ ГОСУДАРСТВО
Продолжу строительство автомобильных магистралей, портов и аэропортов с применением государственно-частного партнерства. Будут построены новые нефте-и газопроводы, современные НПЗ. Обеспечим Украине статус ключевого транзитного государства.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Будут внедрены энергосберегающие технологии, уменьшена зависимость от внешних поставок энергоносителей. Наш главный энергоресурс - уголь. Мы введем экологически чистые технологии его сжигания - водно-угольную смесь и технологию кипящего слоя.

Создадим собственный замкнутый ядерно-топливный цикл. Увеличим добычу нефти и газа, в частности на шельфе Черного и Азовского морей.

Способствовать развитию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. С 1 января 2010 г. уже освобождены от налогов предприятия, которые производят энергию из возобновляемых источников - воды, воздуха, солнца, древесина, соломы, биосырья т.д.

АГРАРНАЯ СТРАНА
Главный приоритет - переход от несистемного финансирования аграрного производства до полноценного долгосрочного кредитования под полный технологический цикл, включая закупку сельхозтехники.

Будет полностью сформирована инфраструктура: аграрный фонд и биржи, оптовые и розничные сельскохозяйственные рынки, страховой фонд, земельный банк.

Особое значение я придаю созданию разветвленной сети сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов.

Будут созданы условия для продвижения продукции украинских производителей на внешние рынки.

Вернем Украине статус ведущего поставщика сельхозпродукции и приблизим качество условий жизни в деревнях до городского уровня.

Сельскохозяйственная земля будет принадлежать только гражданам Украины, которые живут и работают на ней. Годовую арендную плату за сельскохозяйственную землю будет законодательно закреплен на уровне 10% ее рыночной стоимости.

Все акты на владение приусадебными участками будут выданы безвозмездно в течение года.

Весь смысл экономических представлений, скажем, Виктора Януковича, как правило, сводится к нескольким простым тезисам - оранжевая команда не смогла добиться успеха, люди хотят смены власти, а это аргумент в пользу возвращения его команды, которая, правда, тоже была у власти, но об их «успехах» большинство людей забыли. Вот несколько цитат из выступления Виктора Януковича в программе «Большая политика» на канале «Интер» от 15.01.2010 г. Они дают представление о масштабе «державницього мышления» нынешнего лидера гонки:

И я тоже хочу, чтобы в стране был порядок. И я знаю, как это сделать, и у меня для этого есть команда и есть программа. И кроме этого я 5 лет, вы совершенно правильно сказали, я внимательно следил, как работала "оранжевая" команда. Мне было тоже больно, неприятно, мне тоже порядком все это надоело наблюдать, и я хочу занять активную позицию. Я очень долго к этому готовился. И, наверное, самое ценное, что я сохранил к этим выборам - это доверие людей. То есть я хочу изменить жизнь к лучшему, я хочу, чтобы пришла власть, которой бы люди верили, власть, которая перестанет врать людям и обманывать, так как это было от выборов до выборов вот на протяжении этих 5 лет. И я хочу, чтобы власть профессионально решала вопросы, эффективно управляла экономикой, улучшал жизнь людей. Один из примеров - я говорил о социальных стандартах, о заработной плате, которую мы хотим увеличить. И, конечно, главное - помочь тем людям, которые не работают, пенсионерам. Вот задач очень много. Говорить о том, сколько у нас проблем набралось за эти 5 лет, я думаю, сегодня мы можем об этом поговорить. Или что обещали "оранжевые" за эти 5 лет и не сделали. Фактически все, что обещали и за что голосовали люди, но их обманули, это стоило, я бы сказал так, выполнить. Но когда и как, и почему они этого не сделали - это, наверное, отвечать должны они. И вы совершенно правильно сказали, что проблема нынешней власти в том, что она все эти 5 лет вела себя как оппозиция, выясняя отношения между собой, обвиняя кого-то, в постоянных поисках виновных. Вместо того, чтобы эффективно работать, они постоянно ставили перед собой задачу политической борьбы за власть, а для этого им нужно было эффектно выглядеть. Вот они попутали эти понимания - эффективность и эффектность. И в результате мы получили штучный подход к управлению страной, экономикой. Вместо того, чтобы создать систему, которая могла бы реагировать на те вызовы, которые были на протяжении этого времени, нас как бы власть постоянно ставила перед какими-то неожиданными фактами. То есть кризисы перманентные, которые возникали на протяжении этих 5 лет, и закончились системным кризисом политическим, экономическим, а уже и социальным. То есть я имею ввиду последний, пятый год работы этой власти. Все это нужно изменить.

... Людей интересует вообще-то порядок в стране - раз. Второе - рабочие места, чтобы работала экономика, была нормальная заработная плата, росли доходы, и был порядок в стране. Вот чтобы власть была справедливой. Справедливой по отношению, например, к тем людям, которые не работают: к пенсионерам, к малоимущим, к детям-сиротам. А вопрос - какая должна быть Конституция, как мы собираемся организовать эффективную власть и эффективную экономику - естественно, это вопрос, который мы должны предложить обществу. Общество что интересует? Чтобы были защищены права, чтобы работала судебная система не по принципам политической целесообразности или у кого больше денег, чтобы судей, например, избирали. Это вопрос принципиальный, потому что судьи должны зависеть от людей, это один из принципов. И второй принцип, чтобы власть не имела рычагов влияния на судебную систему. Тогда меньше будет коррупции. То есть борьба с коррупцией тоже стоит на очень важном месте в будущей жизни нашей Украины. И вот эти все вопросы, естественно, они вкладываются в понимание "порядок в стране". Местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, больницы, образование - все это ...

Герои политического балагана могут стать любимцами части аудитории, которая и составляет их так называемый устойчивый электорат. Могут окончательно надоесть - и тогда часть электората перенесет свои симпатии на так называемые «новые лица» - так появляются «феномены» типа Тигипко и Яценюка. Но все эти персонажи, несмотря на красивые декларации, являются лишь порождением политических технологий. Все кандидаты из первой четверки не способны вырваться за рамки технологической целесообразности и необходимости говорить избирателям только то, что они захотят слушать.

Вспомните - кто из главных кандидатов ставил вопрос угрозы дефолта Украины, который выглядит практически неотвратимым учитывая масштабы внешнего долга государства? Лишь в следующем году Украина должна заплатить около 37 млрд.долларов по внешним обязательствам. Кто встречал эту цифру в телевизионных выступлениях Тимошенко и Януковича, Тигипко и Яценюка? Кто-то слышал, какими конкретными шагами они собираются решать эту проблему?

Кто-то из них предложил реальные механизмы преодоления национального экономического кризиса, кроме того, чтобы жить в ожидании очередного транша МВФ, к которому неизвестно дойдем ли, если политические неурядицы и противостояния будут продолжаться - теперь уже в ходе местных или почти неизбежных досрочных парламентских выборов?

Кто-то из них честно признался, что после прихода к власти в противовес своим обнадеживающим предвыборным обещаниям, будет вынужден прибегать к непопулярным шагам вроде повышения стоимости энергоносителей для частных потребителей, резкого сокращения бюджетных расходов и обвального роста цен?

Кто-то из них хотя бы пообещал, что параллельно с этими жесткими шагами не менее жестко будет бороться с коррупцией - то есть не просто «идти на войну с коррупцией», а привести перечень первоочередных шагов по их практическим обоснованиям?

Кто из них персонально назвал людей из своей команды, которые перейдут к антикоррупционной борьбе на постах министра внутренних дел, генпрокурора, председателя СБУ?

Кто-то из них сказал, что-то конкретно за плохо скрытый призыв - «дайте-но только мне порулить, а там авось»?

Готовности эффективно действовать в кризисных условиях не продемонстрировал ни один из кандидатов. Никто не смог дать адекватный ответ на вопрос - что я НА САМОМ ДЕЛЕ собираюсь делать, когда приду к власти - хотя бы в проектах указов, законов, цифрах и фактах. И это не удивляет. Предлагать конкретные действия до выборов - это значит столкнуться с угрозой непонимания со стороны своих политических спонсоров, существующих и потенциальных союзников. Ведь именно они, как правило, в первую очередь подпадают под действие любых антикоррупционных мер или законов. Не стоит забывать, что кандидаты связаны тесными узами со своими спонсорами, и несут ответственность за потраченные на избирательную кампанию десятки миллионов свободно конвертируемых денежных единиц. Поэтому значительно легче и приятнее ограничиваться абстрактными угрозами в сторону не менее абстрактной Коррупции в виде избитого предвыборного чучела.

Желающие могут заглянуть на сайты «свежих и перспективных» кандидатов Тигипко и Яценюка и убедиться, что в части абстрактных словесных построений они не уступают обоим финалистам. Именно поэтому, их позитивные электоральные результаты не дают пока оснований для особого оптимизма. Пока что оба они - порождение политических технологий и не более того.

Опять же, вспомните, или многими реформаторскими инициативами отличился Сергей Тигипко на посту вице-премьера в экономическом блоке правительств Павла Лазаренко и Виталия Пустовойтенко? Чем отличился Арсений Яценюк во время своего непродолжительного пребывания в должности парламентского спикера, кроме раздражительности и дидактической тональности своих реплик? Человеку, растерявшему свой рейтинг, неблагоразумно приняв явно неадекватные предложения московских политтехнологов, вообще стоит несколько критичнее относиться к собственным способностям и их применению. Хотя - почему бы не допустить чуда в виде духовного перерождения бюрократов со стажем в истинных защитников народных интересов и национального суверенитета?

Главный вывод этого этапа избирательной кампании следующий - кто бы ни победил во втором раунде, новый президент получит свои полномочия в критический момент новейшей украинской истории. Финансовая катастрофа, которая пока скрывается от широкой общественности под вынужденным оптимизмом кандидатских обещаний, уже на следующий день после инаугурации предстанет перед новым главой государства как реальная угроза, которая требует оперативных и жестких экономических и политических мероприятий. Такие действия не всегда под силу даже тем национальным лидерам, которые приходят к власти на волне общенационального энтузиазма и поддержки, как это было, скажем, пять лет назад.

Очевидно, что сейчас новый президент будет поддержан в лучшем случае 35-40% населения и получит жесткую оппозицию, которая будет стремиться к реваншу. Такая цена социального популизма, к которому в разное время прибегали и Янукович, и Тимошенко. Такая цена доминирования политических манипуляций в общении с собственным народом, к которому годами приспосабливалась украинская власть. Такая цена устоявшейся системы коррупционной ренты, которая вполне удовлетворяет правящие группы, годами сводят политическую деятельность до элементарной конкуренции за контроль над теневыми денежными потоками и дерибаном бюджетных средств.

  © Free Blogger Templates Columnus by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP