© 2009-2012, grade-tvbiz - медиа-бизнес: интервью, аналитика, пресса

Украина действительно имеет таланты. Но ... в основном малороссийские?

пятница, 23 апреля 2010 г.

Несмотря на доминирование русского языка в шоу «Украина имеет талант», ничего действительно российского услышать там не удалось

Боюсь, я абсолютно неоригинален - из всех телешоу в последние месяцы более-менее регулярно смотрю только «Украина имеет талант» на СТБ. Все другие - фрагментарно и чисто случайно. Особенно политические. А, собственно, на кого там смотреть и что слушать? Наблюдать за постоянным навешиванием лапши на уши зрителям представителями правящей коалиции и беззубыми попытками оппозиционеров отразиться? Когда при этом в роли самых яростных патриотов выступают персонажи, одного из которых назвал «негодяем» и «самым большим разочарованием в своей жизни» еще Олесь Гончар в «Дневниках», а другой считал очень подозрительной фигурой покойный Главный командир УПА Василий Кук. Спасибо, не хочется мне ваших спектаклей, господа, лучше посмотреть на живых (по крайней мере, почти всех) людей, пытающихся лучше петь, танцевать, жонглировать и пародировать политиков.

Это действительно нерядовое зрелище, и высокие рейтинги программы и канала СТБ, о чем говорится в статье Андрея Колесника, вполне понятны. Зрительские сопереживания и удивление (ряд незаурядных сюрпризов в течение практически каждой программы!), в общем профессиональная операторская работа, динамическое жюри, ловкая ведущая ... Смотришь с удовольствием. И после того нередко обсуждают увиденное с друзьями (высший класс телепрограммы, когда о ней можно сказать что-то более весомое, чем «а та сказала, а тот побежал, а те захохотали»). Но при всем этом что-то постоянно мозолит - там, в глубинах подсознания, в основном не слишком сильно, хотя порой и прорывается на поверхность, и чувствуется в полную силу.
Так же, кстати, как и относительно в других развлекательных (неполитических!) телешоу.

Несколько упрощая ситуацию, попробую объяснить, о чем именно идет речь.

Тот, кто читал мои книги и статьи, знает, что автору этих строк несимпатичные любые варианты идей «пропорционального представительства» этнолингвистических групп Украины или во власти, или в науке, или в шоу-бизнесе. Но одновременно в постколониальной стране невозможно обойтись и без определенных поощрительных (желательно косвенных, не в лоб) мер для развития национальной культуры, поскольку понятие «культурный империализм» обозначает грубую реальность и созданное совсем не украинскими буржуазными националистами, а западными марксистами (теми, которые не ленинцы, и потому является учеными, а не идеологами. К этому следует добавить, скажем, такие производные понятия, как «культурная зависимость» и «культурное господство (доминирование)», «культурное колинкования» и «культурное копирование» и т.п. - и получим основы понятийного аппарата для понимания происходящего в украинском телепространстве и, в частности, в профессионально сделанных развлекательных телешоу.

Я не собираюсь никому навязывать готовых выводов - кроме всего прочего, этих выводов у меня еще нет; речь идет об определенных сомнениях, ощущениях и размышлениях о какой неправильности и искривленности, деформируемости той телекартины, которую нам предлагают многочисленные развлекательные шоу.

Итак ...

Данные переписи 2001 года показали: две трети граждан Украины считают родным языком украинский. Данные многочисленных социологических исследований (имею в виду серьезные исследования) свидетельствуют: на украинском языке дома, в семье общается примерно половина граждан, на русском - немногим меньше половины, остальные - на других языках. Поэтому одна шестая граждан Украины (это разница между двумя третями и половиной) - очевидно, те, кто владеет обоими языками, и хотя на практике предпочитают русский, приоритет их на стороне украинского языка; по крайней мере, отказываться говорить на нем, когда к ним обращаются на украинском, они не будут.

А что же мы видим на телешоу?

Посчитайте или прикиньте сами процент украиноязычных участников «Танцев со звездами», «Танцую для тебя» и «Танцуют все». Гарантирую - стабильно будет меньше (а то и существенно меньше) за половину. Сделайте то же с «певческим» телешоу. Результат будет тот же. В чем причина? Неужели в том, что украиноязычные граждане Украины танцуют и поют ощутимо хуже русскоязычных? Или что значительная масса украиноязычной публики живет в провинции - и потому не попадает в объектив телекамер? Или в том, что многие украинцы переходят в публичном общении на русский (культурно-генетический страх после всех этих «приключений» на протяжении ХХ века?

Честно говоря, не знаю.

Но вот то, что среди жюри состязательных телешоу украиноязычные судьи всегда в меньшинстве, это уже определенная политика собственников и менеджеров телеканалов. И мне лично она категорически не нравится - и на эмоциональном, и на собственно рациональном уровнях.

Но это, честно говоря, меньшее зло по сравнению со злом большим.

Речь идет о содержании выступлений конкурсантов на тех же «талантах», проще говоря, об их репертуаре.

Ведь Украина - не только постколониальное, но и посттоталитарное государство. Которую, кстати, определенные влиятельные политические силы очень хотят превратить в государство неототалитарно, воссоздав многие из бывших традиций.

И вот, положа руку на сердце, не много «совкового» в наших телешоу? Я понимаю, что «народные таланты» подхватывают то, что они слышат во всевозможных «радионостальгиях», но ...

Мне стало жутко, когда маленькая девочка на одном из отборочных конкурсов шоу «Украина имеет талант» чистосердечно воскликнула: «А я знаю, кто такой Ленин! Это великий вождь трудящихся всего мира». Воскликнула под смех зала и жюри - но каким хламом набита ее голова, и кокой мыслительных хлам ретранслируется в головы новых поколений (бедные трудящиеся всего мира, как они живут, не зная, что Ленин - это их великий вождь ...).

Опять же, у меня отсутствуют рецепты, и это очень деликатная материя, поскольку в былые времена даже в официальном, разрешенном художественном секторе создано немало талантливого и просто гениального, однако от того, скажем, что «Броненосец Потемкин» является шедевром киноискусства, он не перестает быть фильмом по существу лживым (хотя бы потому, что инициатор восстания Вакуленчук призвал к бою матросов на украинском языке, а командир восставших Матюшенко был другом детства Гната Хоткевича и участником нелегальных украинских организаций Севастополя ...).

Или, может быть, значительная часть Украины действительно не более чем улучшенный и несколько гуманизированный фрагмент СССР, некая благодатная Малороссия?

Кстати: несмотря на доминирование русского языка в «талантах», ничего действительно российского услышать там не удалось (когда был такой феноменальный фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского, для меня он и поныне является эталоном истинной русской культуры пения). И это тоже грустно: «совок» давит все национальные культуры, хотя и по-разному ...

Общее же впечатление (именно впечатление, а не рациональный вывод) можно, очевидно, выразить так: украинцы имеют немало талантов, но не имеют главного - быть самими собой. Впрочем, не только украинцы: тех «культурных блесток, которые вырастали бы со своеобразного «гумуса» традиций того или иного региона и должны украшать собой даже самые современные вещи, в шоу «Украина имеет талант» почти не ощущается. А жаль. Ведь в их отсутствие и при наличии указанных выше определенных проявлений лингвокультурные политики менеджмента телеканалов и очевидных «совковых» культурных традиций отечественной сообщества шоу «Украина имеет талант» нередко приобретает откровенно малороссийского привкус.

Сергей Грабовский.

  © Free Blogger Templates Columnus by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP