© 2009-2012, grade-tvbiz - медиа-бизнес: интервью, аналитика, пресса

Журналистика - мужская профессия?

воскресенье, 7 марта 2010 г.

Но в ней работает все больше женщин ... В опросе участвуют: Сергей Неретин, Екатерина Хинкулова, Отар Довженко, Екатерина Горчинская, Мустафа Найем, Александр Мартыненко, Светлана Панюшкина, Соня Кошкина, Валерий Иванов, Александр Поддубный, Анна Шеремет, Анна Безлюдная, Алексей Бобровников.

Некоторые медиастарожилы помнят еще советские времена, когда на тогдашнем факультете журналистики Киевского государственного университета соотношение «девочки-мальчики» держалось исключительно 50х50. И ни для кого не было секретом, что достигали этого искусственно, селекционируючи абитуриентов. Можно было бы подумать: как только искусственная корректировка ушла в небытие - началась феминизация украинской журналистики. Но на самом деле эта тенденция характерна для журналистики во всем мире, даже там, где никакой искусственной селекции не было. Во всем мире «оженствение» журналистики очевидное и непрерывное.

Поэтому накануне весенне-женского праздника 8 марта можно обратиться к нашим экспертам с не слишком серьезным, но и не совсем легкомысленным вопросом: «Почему журналистика все больше становится женской профессией? Как это отражается на журналистике? Какие минусы и плюсы вы видите в этом? "


Сергей Неретин, ведущий программы «Кино ua», Первый национальный:
- Еще когда я учился в столичном Институте журналистики, соотношение «девочки-мальчики» на нашем курсе было примерно 70х30. И, откровенно говоря, есть большое подозрение, что меня только потому и взяли в вуз, чтобы эта пропорция не перевесила более значительно герл-сторону. Уже некоторое время мне начали открываться интересные истории попадание слабой части человечества в мою альма-матер ... Чей-то папа дружил с деканом, у кого не вышла карьера модели, кто-то в пубертатном возрасте накрапывал очерк в районную «малолитражку» и сделал вывод, что в ту журналистику только сейчас и надо "кистячить".

Словом, все известные мне истории долго и нудно указывали на ошибочность собственного представления, что в журналистику попадают только интеллектуалы. Между прочим, одна из выпускниц нашего курса является племянницей известного исторического профессора, который (по странному стечению обстоятельств) до сих пор преподает в нашем институте, славясь своей принципиальностью. Что же касается его кровинушки, то она сделала потрясающую (для своих родственников) карьеру в ментовской пресс-службе - дослужилась до майора. Еще и писака!
Но если точечно (и серьезно) отвечать на вопрос, почему журналистика все больше становится женской профессией, то, очевидно, вся вина в подростковом романтизме прекрасной части человечества (когда фильмы и книги весят больше за папу и маму) + агрессивный поиск медийными конторами легких «писательских» рук. Поскольку за последние несколько лет журналистика в нашей стране окончательно превратилась в сферу обслуживания, то именно женщина быстро и покорно восприняла эту новую систему.

Как известно, сфера главных интересов женщины - отношения, семья, дети ... В то время как для мужчины есть только одина по-настоящему интересная вещь - игра. А игра, как известно, часто бывает принципиальной. И кому же, позвольте спросить, долго нужен принципиальный мужчина-журналист, если интересы владельцев медиа простые как дверь - влияние + деньги. А женщина - это гибкое существо не только в физическом плане ...

Лично для меня в Украине есть только один влиятельный журналист-женщина - Юлия Мостовая. Точка! И лучшим свидетельством этой влиятельности является изменение предварительно согласованных политико-шахматных ходов после выхода некоторых ее статей.

А в принципе, писать, снимать, трепать языком в наше время может любой. Многочисленные блоги, сайты, журналы, легкие программы и т.д. ярко доказывают этот факт ... Другое дело, можно считать способность составлять буквы в слова, слова в предложения, а предложения в абзацы журналистикой.

Да и вообще, что такое журналистика? Как по мне - это банальное желание информировать, удовлетворяя потребности людей в информации ... И ключевое слово в этом определении - удовольствие. Надеюсь, ни для кого не секрет, что наибольшее удовольствие мужчинам (которые в этой стране держат все масс-медиа) приносят исключительно женщины ... Если, конечно же, они не геи.

Екатерина Хинкулова, украинская служба Би-би-си, Лондон:
- Становится ли журналистика более «женской»? Наверное, становится, но такими же постепенными темпами, как и остальные профессии и занятия, влияющие на (и свидетельствуют о) развитие общества. Сейчас никто не таращит глаза на женщину за рулем, хотя лет 20-30 назад это не было особенно распространенным явлением.

Не очень-то удивляет ситуация, когда мужчина ухаживает за детьми, а жена делает карьеру и содержит семью. Становится больше женщин-финансистов, адвокатов, политических лоббистов. А также главных редакторов, исполнительных продюсеров, режиссеров, операторов, репортеров ... И все это не признаки того, что женщины «мужают», а просто того, что определенные границы между тем, что может делать женщина и что может делать мужчина, стираются, потому что белье стирает машина, детей воспитывают телевизор с Интернетом, а быстро ездить на автомобиле нравится всем без исключения.

В целом, я не фанат приписывать женщинам одни качества, а мужчинам - другие, из серии «женщины с Венеры, мужчины - с Марса», однако есть вещи, доказанные учеными.

Например, женщины лучше справляются со стрессом - в напряженных ситуациях (но только в них) они спокойные, рациональные и стратегически планируют лучший выход. Один социальный психолог, исследующий поведение гомо сапиенсов на бирже, рассказал, что на рынке, который «валится», женщины-трейдеры ведут себя мудрее - не теряют головы, а спокойно решают, что делать дальше. Их жизненный опыт (прежде всего эмоциональный) подсказывает, что делать.

Журналистика, с ее стрессом, дедлайны, необходимостью лавировать между подводными рифами, чем-то напоминает рынок, который «валится» (иногда - в хорошем смысле). Поэтому, наверное, женщины здесь оказываются незаменимыми. Но, как и в других сферах жизни, главное - баланс. На рынке, где надо принимать долгосрочные решения об инвестициях, объяснил тот же психолог, мужчины действуют более эффективно. Так что мамы нужны разные, и папы - тоже. Собственно, это еще древние китайцы придумали!

Отар Довженко, обозреватель, «Телекритика»:
- Я уверен, что журналистика - это в большей степени женская, чем мужская профессия, и то, что женщин среди нас становится все больше - закономерный и позитивный процесс. Начнем с того, что женщина в принципе существо совершеннее по сравнению с мужчиной. И если в физическом труде ее возможности отчасти ограничены природой, то в умственном - ничем. Все истории о «женской логике» и тому подобные измышления, призванные показать женщину в чем-то неполноценной, на практике, - по крайней мере, в сфере медиа, - не подтверждаются. Кроме того, женщины более серьезно относятся к образованию, поэтому берут от него больше, чем их раздолбаи-одногруппники. В них реже встречаются пустые амбиции, не подкрепленные способностями и готовностью прилагать усилия. Они, по крайней мере, те, с которыми мне приходилось работать, а мне всегда везло на умных женщин-коллег, - не будут на пустом месте конфликтовать с руководителем и товарищами только ради самоутверждения. С ними легче, чем с коллегами-мужчинами, найти общий язык и построить рабоче-дружеские отношения, основанные на взаимоподдержке и симпатии, а не конкуренции.

А в полной мере понимаешь преимущества женщин над мужчинами в журналистике, когда познакомишься с несколькими выдающимися, успешными и уважаемыми журналистами обоих полов. Выдающийся журналист-мужчина, как правило, - это набундюченное, самовлюбленное, высокомерное лицо, тогда как женщины не теряют человеческого облика даже после того, как становятся гуру. В конце концов, возможно, мне действительно просто всегда везло, поскольку в преданиях коллег некоторые женские коллективы, в том числе и медийные, предстают эдакими серпентарии. Надеюсь, будет вести и в дальнейшем. Что касается продукта деятельности, то разницы между «женскими» и «мужскими» журналистскими текстами я никогда не замечал.

Екатерина Горчинская, редактор, газета Kyiv Post:
- Журналистика становится женской профессией? А откуда это взялось? Я такой статистики не знаю и поэтому не могу судить. Но допустим, в нашей редакции в самом деле чуть больше девочек: 55% на 45% мальчиков. На самом деле я не вижу никакого противоречия в этом, поскольку эта профессия касается коммуникации, а в коммуникации женщина всегда на голову выше мужчин. Как правило, по крайней мере. Работать же комфортней не в женском и не в мужском коллективе, а в том, который состоит из умных людей, готовых выслушать чужую точку зрения и способных на компромиссы.

Не думаю, что возможное количественное преобладание женщин в украинской журналистике может свидетельствовать о дефиците влиятельности журналистики в нашей стране. Посмотрите, какого уровня гости ходят в эфир общественно-политических программ! Политики даже самого высокого уровня, включая президента, зачем-то хотят этого, им зачем-то это надо. На мой взгляд, они видят влиятельность журналистики, именно поэтому они ходят в студию Киселева и Шустера.

Мустафа Найем, «Шустер live», «Черное и белое» (ТВi), «Украинская правда»:
- Так происходит потому, что в Украине много молодых незамужних одиноких женщин. А журналистика - прямой путь контакта с ценными экспонатами, я бы так сказал. В журналистике оказывается все больше женщин, наверное, еще и потому, что эти самые экспонаты на них реагируют более спокойно, чем на журналистов-мужчин. В связи с такой тенденцией в журналистике на передний план выходит гуманитарный образ мышления. Хотя, с другой стороны, среди тех первоклассных журналистов, которых я встречал, многие имеют техническое образование. И вообще, по большому счету, я не считаю, что в украинской журналистике такой уж существенный перекос в сторону женщин. Есть равновесие в той или иной степени. Я, к примеру, очень уважаю Анну Безулик и не считаю, что она хоть в чем-то уступает своим коллегам-мужчинам, которые ведут политические ток-шоу в прямом эфире на других каналах.

По моим наблюдениям, мужчины привносят в профессию более новостной характер, они по своей природе охотники, им главное - добывать информацию, а женщины больше склонны к анализу. На заре своей журналистской деятельности мне пришлось работать в сугубо женском коллективе, особых проблем я не помню. Как журналисту мне проще работать с мужчинами-журналистами, а как мужчине - конечно, приятней с женщинами.

Александр Мартыненко, генеральный директор информационного агентства «Интерфакс-Украина»:
- Такой тенденции есть два объяснения. Первое - лирическое, а второе - наверное, реальное. Лирическое заключается в том, что женщины более усидчивы, вдумчивы и творчески настроены, чем мужчины. Именно это приводит к тому, что женщины удерживаются в профессии, а мужчины - не всегда. А второе объяснение такое: украинская журналистика в наше время, к сожалению, не позволяет содержать семью. А мужчина, по крайней мере в моем понимании, должен это делать. Это обстоятельство отпугивает многих молодых людей, когда они выбирают себе после школы путь дальнейшего развития. Увы, этот процесс, на мой взгляд, будет продолжаться и дальше, денег в этой отрасли будет все меньше и меньше.

У нас в «Интерфакс-Украина» приблизительное соотношение женщин и мужчин - 70 на 30. У нас нет психологических сложностей, потому что у каждого из наших сотрудников масса работы, и им просто не до этого. И слава Богу. А насчет того, как выжить мужчине-журналисту в сугубо женском коллективе, - все просто: как в любом другом человеческом коллективе. Женщина тоже человек, и надо об этом не забывать и относиться к ней как к человеку, как к личности.

Светлана Панюшкина, руководитель проекта благотворительного фонда «Развитие Украины»:
- На самом деле сложный вопрос. Если посмотреть на состав в редакциях, то действительно женщин там больше. Наверное, женщины более творческие, у них больше желания именно писать, творить. Мужчины обычно выбирают для себя точные науки и мало обращают внимания на творческие профессии. Кроме того, журналистика - очень социальная профессия, она решает много социально важных вопросов. Именно женщины поднимают на страницах больные темы нашего общества. Возможно, я бы добавила, что женщины больше любят быть в кадре, в центре внимания, поэтому и пытаются попасть в журналистику. Это путь к тому, чтобы стать популярным и известным.

А отражается это на журналистике хорошо. Современная женщина не боится работы, берется за то, что мужчинам даже во сне не приснится. Помню свое журналистское прошлое: я могла взять в работу 5 полос по 10 тысяч знаков каждая. И сделать всю работу за неделю. Меня это не пугало, скорее это был вызов. И я знаю многих женщин, работающих именно в таком режиме. Они делают лучшие газеты, передачи, шоу. Потому что они не боятся работы, а любят ее. Многим женщинам, в отличие от мужчин, присущая черта отличницы, поэтому все свои задачи они просто должны делать на «отлично». Ну и это очень хорошо влияет на развитие индустрии, то есть журналистики.

Что касается минусов: женщины более эмоциональны по сравнению с мужчинами. Поэтому, возможно, в их материалах ощущается больше личного отношения к проблеме. Более необоснованного доверия. Что касается плюсов, то у женщин лучше развита интуиция, они могут увидеть то, что мужчины пропустят. Также женщины склонны видеть важные мелочи, которые пропускают «стратеги», то есть мужчины.

Соня Кошкина, обозреватель газеты «Левый берег»:
- А я не считаю, что журналистика становится женской профессией. Особенно если посмотреть на ситуацию в наших региональных СМИ. То, что считается тенденцией, на мой взгляд, является, скорее, одним из современных журналистских штампов. Женщины в журналистской профессии чувствуют себя абсолютно на равных с мужчинами, о чем свидетельствует и мой личный опыт: я никогда не ощущала на себе никакой дискриминации в связи с тем, что я женщина. Никакой особой разницы в подходе к работе со стороны женщин-журналистов и мужчин-журналистов я не наблюдаю. Это зависит от качества образования конкретного человека и от его уместности в этой профессии.

Слава Богу, мне не приходилось работать в сугубо женских коллективах. Я считаю, что в журналистике женский коллектив в чистом виде - это нездоровая атмосфера. Это моя личная точка зрения, давайте я не буду ее расшифровывать.

Валерий Иванов, президент Академии украинской прессы, профессор, заведующий кафедрой Института журналистики КНУ:
- Да, журналистика становится более женской. А причины ... Откуда же я знаю? А, придумал! Девчонкам ведь больше свойственно стремление к славе, к известности. Ребята обычно более скромные, хотя потенциал у них выше. Вот, посмотрите, например, шеф-редактор «Телекритики», не помню, как ее фамилия ... Лигачева? (смеется) Видите, она стремится к известности, это же очевидно. А ребят у вас уже не осталось. Вот, елки, неудачный пример! (хохочет)

В принципе, если посмотреть на то, кто поступает в последние годы на журналистику, такое впечатление, что девчонок рождается гораздо больше, чем парней. И это не потому, что девчонки сильнее, просто их больше. В советские времена была искусственная селекция абитуриентов, старались, чтобы поступало приблизительно поровну девчонок и парней, потому что понимали, что журналистика все-таки мужская профессия. Почему? Потому что она требует ненормированного рабочего дня, женщинам сложнее отрывать время от семьи и так далее. А сейчас уже никто за этим не следит, никто специально не нормирует - и в результате, если в группе два-три парня, - это считается уже хорошо. А на самом деле смотря кому хорошо. Ребятам это очень хорошо, а для девчонок это очень печально, даже самые симпатичные из них в институте пару себе найти не могут, а это же студенческие годы, они не возвращаются. С другой стороны, и вернуться к советской практике нельзя, потому что это ведь была искусственная практика, а значит - ребятам надо намеренно завышать оценки, а девчонкам снижать ... Если серьезно, я не думаю, что между мужчиной и женщиной серьезная разница в творческих способностях. Конечно, наверное, есть какие-то различия в подходах к проблематике, в выборе любимых тем и так далее, но в любом случае все зависит от личности, а не от пола.

Александр Поддубный, журналист:
- Такая ситуация через две позиции: к сожалению, журналистика стала жертвой гламуризации общества. А, по сути, как эту гламуризацию воспринимают желающие идти в журналистику. Различные примеры из «грязи в князи» (т.е. в жены нуворишей после удачного интервью); примеры быстрого (возможно, и черезкроватного) профессионального роста (надо только уметь подать себя); наглядные примеры большинства наших телеведущих (не умеют ни говорить, ни думать) - все это привлекает, много внешне ярких бабочек, но по сути они опять же лишь глубже гламуризируют, а значит проституцируют профессию.

Есть категория женщин, которые считают, что имеют моральное право быть провайдером общественного мнения. Поскольку женщины имеют более врожденную справедливость, то эта работа становится призванием. А поскольку женщины более трудолюбивые, системные и настойчивы, чем мужчины, а следовательно и профессиональные, то только это и спасает профессию.

Как отражается на журналистике? Частично я уже ответил. Добавлю лишь, что «проституцирование» профессии приводит к пренебрежению профессии журналиста, когда в нем перестают видеть морально-авторитетную функцию, а видят собаку, которой можно бросить кусок чего-то и успокоить.

В целом, на нашей журналистике это отражается положительно, поскольку не дает сползти в пропасть деградации, этажности и безвкусицы.

А минусы и плюсы ... Гламуризации vs. профессионализм - это тест для журналистского сообщества, или оно способна к самоочищению и саморегуляции, или грош цена ему в базарный день.

Анна Шеремет, заместитель главного редактора газеты «День»:
- Несмотря на то, что в нашей редакции работает чуть больше женщин, чем мужчин, я не вижу прямой связи между этим фактом и тем, какой продукт получается в конечном результате. Выходит унифицированный, я бы сказала, продукт, в котором я не вижу какого-то особого женского начала.

Тем не менее, я обратила внимание, что наша школа журналистики, которую газета «День» проводит уже не первый год в летний период, привлекает больше девушек, чем парней. Из 20-30 студентов, которые приезжают к нам из разных вузов и разных регионов, 70% - именно девушки. Мне трудно с уверенностью сказать, почему так происходит. На мой взгляд, в какой-то момент журналистика стала просто гуманитарной профессией, в том числе - и не связанной с большими физическими нагрузками. По тому же принципу, как, знаете, на филфак пединститута шли преимущественно одни девушки. Это первое, что приходит мне в голову.

Честно говоря, лучше всего работается с профессионалами, с умными и порядочными людьми. И тут мало зависит от того, мужчина это или женщина, потому что если человек отдается профессии (еще и независимо от возраста), то, как правило, никогда не делается оговорка вроде «я - женщина, у меня семья, дети, мне нужен особый режим благоприятствования». Лично я с чем-то подобным никогда не сталкивалась.

В идеале коллективы должны быть смешанными. И мужчина в нашей профессии, конечно, должен быть, поскольку есть жанры (скажем, журналистские расследования), которые, как мне кажется, должны быть более интересны мужчинам. В расследовании всегда есть доля авантюрности, что привлекает многих мужчин. Хотя без женской усидчивости и большей, как мне кажется, способности анализировать журналистику тоже представить себе нельзя.

Анна Безлюдная, телепродюсер:
- Я не согласна, что журналистика становится женской профессией. Во всяком случае, в коллективах, которыми я руководила и руковожу, я такой тенденции не наблюдаю, у нас всегда мужчин было больше. Мужчины-журналисты и женщины-журналисты в работе отличаются друг от друга ровно настолько, насколько в принципе в жизни отличаются мужчины и женщины. Речь не в профессиональных отличиях, а в гендерных, так сказать. Проблема в другом - в том, что у нас очень немного профессиональных журналистов по сути, невзирая на половую принадлежность. Мне не приходилось работать в сугубо женских коллективах, у меня такая профессия, что я всегда работаю с тем или иным количеством мужчин.

Не могу не признать, что мужчине везде проще делать карьеру, в том числе и в журналистике. Потому что мы живем в мужском мире, и это все знают. Менять это или нет - не в нашей компетенции, мы его не изменим. Просто надо понять и принять, что сейчас мы живем именно в таком мире.

Алексей Бобровников, «07 продакшн»:
- На каждой пресс-конференции есть девушка, от которой невозможно оторвать взгляд. Очень трудно ходить на такие прессухы ... Нужно все знать заранее, чтоб уже не тратить на говорящих голов драгоценное время ... А вдруг она какая-нибудь стажерка? Или в командировке? Надо разузнать о ней все за считанные минуты. Ради этого только и нужны публичные мероприятия! Все равно настоящих новостей там не сообщают. Самых драгоценных женщин я встречал, когда работал в новостях (понял это, только когда попробовал другие профессии. Журналистки - лучшие жены, потому что они отлично понимают, как ты устроен, что ты такое, чем ты дышишь. Им не нужно объяснять, где чей коврик и миска, где можно царапать, а где нельзя, с ними не нужно вести идиотские разговоры о смысле жизни. Потому что она не хуже тебя знает: смысл жизни - это репортаж. Хорошая жизнь - хороший репортаж. Херовая жизнь - херовый репортаж ... Вот и вся философия. Между мужчинами и женщинами нет никаких различий. Я сколько ни искал - не нашел. Можете улыбаться сколько угодно - я не о том ... Единственное отличие - у женщин есть материнский инстинкт, который меняет что-то у них в мозгах. А мы на это неспособны. Когда-то я думал, что есть суки, а есть святые. Потом понял, что это одни и те же женщины - просто в разное время ... Когда это понимаешь, легче не становится. Но зато начинаешь думать о вечности. Думаешь: устроить бы вечную такую пресс-конференцию. Она там сидит напротив тебя, в летней кофточке. Ты уже никуда не спешишь. «Да?» И она подает тебе знак глазами: «Да» ... Вот и отлично, думаешь. Вот и здорово. Как хорошо, что выбрал именно эту профессию. «Журналистика - лучшая профессия в мире», - об этом даже Маркес писал. А он в этих делах разбирался.

  © Free Blogger Templates Columnus by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP