© 2009-2012, grade-tvbiz - медиа-бизнес: интервью, аналитика, пресса

Рекламная оккупация

пятница, 16 октября 2009 г.

Было бы несправедливо обойти вниманием одну из любимых тем «трамвайных» дискуссий и приколов в Интернете - «легальную» политическую рекламу, которой сегодня, несмотря на то, что избирательная кампания еще не стартовала, заполнены внешние носители, пресса, радио-и телеэфир.
«Легальной» я называю эту рекламу потому, что ее легальность опирается на неустроенность и непродуманность нашего законодательства - рекламного и избирательного, которое господа политики еще и меняют перед каждыми очередными выборами, как им заблагорассудится. Дело в том, что политической считается только реклама, оплаченная из избирательного фонда и размещена в период, когда официально разрешена предвыборная агитация. Согласно пункту первому статьи 57 закона «О выборах Президента Украины», «кандидат на пост Президента Украины может начинать проведения предвыборной агитации на следующий день после его регистрации Центральной избирательной комиссией».

И все бы хорошо, если бы не желание политиков, во-первых, не ограничиваться в оплате агитации обычно довольно скромными средствами избирательного фонда, расходование которых еще и строго контролирует Центральная избирательная комиссия, во-вторых, начать моральную обработку электората можно раньше. Поэтому рекламные кампании начинаются заблаговременно. Еще перед прошлыми парламентскими выборами подобную продукцию был признано ... обычной коммерческой или социальной рекламой, которая может размещаться без всяких ограничений. Ведь разрешение начинать агитацию на следующий день после регистрации не означает запрет рекламировать себя до начала избирательного процесса.

Принимая такое решение, чиновники действовали методом исключения. Хотя, если бы они применили метод здравого смысла, то вчитались бы в определение социальной рекламы: «информация любого вида, распространенная в любой форме, которая направлена на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение прибыли »- тогда задумались бы. Если в отношении коммерческой рекламы еще можно поспорить, ведь многие политики предусмотрительно зарегистрировали свои фамилии как торговые марки и могут считать себя «товаром или услугой», то уже о «общественно-полезных целях» и «общечеловеческих ценностях» здесь речи нет.

Воспользовавшись этой «дырой» в законодательстве, политики получили возможность тратить никем не контролируемые средства на де-факто политическую рекламу до старта избирательной кампании, а затем размещать на правах коммерческой или социальной рекламы материалы, в которых нет прямого призыва голосовать за того или иного кандидата, однако есть прозрачные и понятные намеки на это. Рекламные кампании вроде «она - работает» могут свободно продолжаться и в избирательный период, если не будут содержать фамилий и символики конкретных кандидатов.

О том, какие деньги на это идут, свидетельствует статистика: только в сентябре этого года на телевизионную рекламу пятеро будущих кандидатов на пост президента потратили около 55 миллионов гривен. Де-факто политическая реклама занимала 4,5% рекламных пауз на телеканалах. В октябре - значительно больше, что же будет дальше ...

Уже сегодня человеку некуда скрыться от «бигморд», если он, конечно, не готов жить в изоляции в четырех стенах. Навязчивость и агрессивность политрекламы, ее откровенная направленность на манипулирование сознанием нервируют общество. Если же кто-то думает, что политики угомонятся, напомню: в следующие полтора года нас ждут трое выборов - президентские, местные и очередные парламентские. А это значит, что Украина будет жить в условиях перманентной избирательной кампании.

Звучит парадоксально, но самая большая забота, которую могут обнаружить политики в отношении своего народа в такой ситуации - это ограничить количество себя любимых в медиа и на рекламных носителях. Это выгодно для них самих, ведь за полтора года непрерывного мерцания они совсем не будут отличаться друг от друга в восприятии избирателя. И тогда абсентеизм - сознательный отказ от участия в выборах - станет закономерным ответом на передозировку политическим пеной. Поэтому активной части общества следует требовать от будущего президента и действующего парламента законодательной инициативы, который урегулирует эту проблему.

  © Free Blogger Templates Columnus by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP